Волга М-21

Волга М-21 американский дизайн

В1956 соду в линейке ГАЗа ВнепланоВо появилась модель «Волги» с нехарактерной для горьковских автомобилей Внешностью, которую позЖе станут называть «первым выпуском». На облицовке ГАЗ М-21 В круглом медальоне красовалась большая пятиконечная звезда. Сегодня «Волга» со звездой - один из самых редких и ценных автомобилей семейства ГАЗ-21.
Под угрозой срыва

В 1955 году сразу после государственных испытаний «Волга» М-21 обрела новое «лицо»: крупные горизонтальные хромированные брусья и круглый медальон с пятиконечной звездой должны были удовлетворить эстетические потребности председателя Госкомиссии по приемке новых автомобилей, министра обороны СССР Георгия Константиновича Жукова, который во всем хотел видеть натиск, готовность идти на прорыв. С июля по октябрь 1955 года были «перелицованы» три из четырех существовавших на тот момент прототипов «Волги». О судьбе самого первого экземпляра М-21 известно только то, что он получил сильный удар в бок и был досрочно «списан на берег». Второй и третий прототипы уходили на новые ресурсные испытания: им предстояло «изнашиваться до полного изнеможения» по заранее разработанной программе. Четвертому прототипу досталась куда более приятная роль: он был откомандирован в Вологодскую область на Муромский радиозавод для контрольной отладки нового радиоприемника А-18.



Газеты писали о запланированном на 1956 год начале серийного выпуска М-21, фотографии новой модели уже появились в популярных журналах, а предприятие тем временем перевели в авральный режим: у автомобиля не было ни собственного двигателя (новый верхнеклапанный еще не освоен), ни бесшумного заднего моста с гипоидной передачей, ни декстрона (нефтехимики не успели наладить производство специального масла для коробок-автоматов). Одним словом, на крупнейшем в СССР автозаводе технический коллапс: есть новая шикарная машина, но ехать она не может.

К лету 1956 года наконец-то были собраны два первых предсерийных образца. С них и начался отсчет: всего будет выпущено 639 478 «Волг» «двадцать первого» семейства. В отличие от прототипов кузовные панели предсерийных образцов были изготовлены большей частью уже не «на коленке», а промышленной штамповкой. Один из них честно отстоял лето и осень под куполом павильона «Машиностроение» на ВДНХ, второй присоединился к ресурсным испытаниям ранних образцов.
Между тем на ГАЗе понимали всю важность и ответственность момента: в канун 40-летнего юбилея Великого Октября срывается выпуск самой ожидаемой модели, а это значит, что номенклатурные работники,герои-орденоносцы и прочие «видные деятели» Страны Советов останутся без современной, динамичной, элегантной машины. Оргвыводы напрашиваются сами собой. Но руководство завода все-таки находит выход из создавшегося положения. 10 октября 1956 года с конвейера, по которому в привычном темпе плывут «Победы», сходят три новые, блестящие лазоревой эмалью «Волги», и завод формально отчитывается о начале серийного выпуска модели в назначенный срок. Все три машины поступают в гараж обкома КПСС и Совнаркома Горьковской области для опытной эксплуатации. Первый секретарь Горьковского обкома Николай Игнатов рапортует наверх о новом предмете гордости партийного гаража, города и целого региона автомобиле «Волга» М-21. На этом выпуск новой модели... прерывается. Правда, всего на три месяца.

Если две первые экспериментальные «Волги» 1956 года являлись, по сути, эталонными образцами и оснащались 70-сильным верхнеклапанным мотором и автоматической трансмиссией, то следующие три
такси. От «Волги» в ней, по большому счету, были только кузов и салон, а в остальном автомобиль оставался «Победой», прекрасно приспособленной к ремонту и обслуживанию на периферии. За таксомотором с нижнеклапанным двигателем был закреп-
двигателе, расточенном до 2,43 л и форсированном с 52 до 65 л. с. Этот мотор был разработан в первую очередь для экспортных версий вездехода ГАЗ-69 и легких грузовиков Ульяновского автозавода и в последнюю для «Победы» и полноприводного М-72. «Волги» М-21Г с нижнеклапанным двигателем выпускались до июля 1957 года, пока вместе с новым мотором серийно не пришла и новая основная модель М-21В. Такси М-21Б держалось на конвейере до конца 1958 года: таксопаркам удобно было работать с техникой, максимально унифицированной с М-20.

Одна на пятьдесят

В июне 1957 года к открытию в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов начался выпуск М-21 со штатным верхнеклапанным двигателем. При рабочем объеме 2,445 л на бензине А-70 он развивал 70 л. с., то есть на 40% превосходил по мощности «Победу». На экспорт шла версия с 80-сильным мотором с увеличенной степенью сжатия.
Яркая Внешность «звездной» «Волги» М-21 стала залогом высокой коллекционной стоимости автомобиля представляли собой модель «переходного периода». Из-за отсутствия необходимых агрегатов и материалов они были оснащены двигателем увеличенного объема и «косозубым» задним мостом от «Победы», а также механической коробкой, мало чем отличавшейся от КПП той же «Победы».

В таком «агрегатном состоянии» машина готовилась ГАЗом для работы в качестве
лен индекс «21Б», модель общего назначения получила литеру «Г». Литера «В» была уже занята основной моделью с верхнеклапанным мотором и механической коробкой передач, которая позволит заводу обойтись без дефицитного декстрона и не завалить план 1957-1958 годов.

Все первое полугодие 1957 года «Волге» предстояло работать на нижнеклапанном
Первые серийные машины 1957 года «Волга» М-21 обрастала легендами. Согласно одной из них на машинах со звездой стоит автоматическая коробка передач.

На самом деле всего около семисот серийных машин (чуть более 2% от двухгодичного выпуска «звезд», или один автомат на пятьдесят «Волг») были оснащены инновационной КПП.

В апреле 1958 года на Всемирной выставке в Брюсселе состоялась премьера обновленной «Волги» уже без звезды, самой характерной детали М-21 первого выпуска. Передняя часть была прикрыта решетчатой штампованной панелью с шестнадцатью крупными вертикальными прорезями. Стилистически это было возвратом к устаревшему прототипу 1955 года, зато политически упрощало реализацию «Волги» на Западе в условиях осложнившейся международной обстановки: очередные советские танковые парады в Берлине и Будапеште не способствовали продвижению еще одной звезды на европейские рынки.

Сточки зрения удовлетворения внутреннего спроса новая облицовка была технологичнее и гораздо дешевле. Кроме того, назрела необходимость внедрения конструктивных изменений новой приборной панели и радиоприемника, привода замка капота, омывателей ветрового стекла, пепельницы и поручней на спинке дивана. Новые декоративные элементы подчеркивали момент перехода к следующей модели 1959 года «21И». Заканчивался период «детройтского барокко» в среднем классе горьковских автомобилей, гасла «звезда» одной из самых интересных послевоенных машин «Волги» М-21 первого выпуска.

Ее век был недолгим, а тираж небольшим даже по меркам 50-х годов. Тридцать две тысячи «Волг» со звездой было выпущено с октября 1956 по ноябрь 1958 года. Примерно половина из них «полегла» в скором времени по периметру ведомственных автобаз и таксопарков, вторая половина, оказавшаяся в частных руках, на себе испытала эволюцию конструкции ГАЗ-21. Принципиальная взаимозаменяемость всех хромированных, никелированных, полированных деталей и фонарей позволяла вла-
дельцу «Волги» идти в ногу с автозаводом до 1970 года. Поэтому сегодня аутентичная и полностью комплектная «Волга» со звездой одна из самых редких и ценных разновидностей ГАЗ-21. И маршал Жуков в 1955 году все-таки был прав: яркая внешность стала залогом высокой коллекционной стоимости автомобиля.

В 1958 году еще малочисленные «Волги» приняли свой первый старт в чемпионате страны по ралли в объединенном зачете с автомобилями ЗИМ ГАЗ-12. По всем законам физики «Волги» не оставили ЗИМам ни единого шанса на победу. Три верхние ступени пьедестала были заняты спортсменами, выступавшими на М-21. Чемпионами СССР стали москвичи Д. Борисов и В. Галкин. А год спустя М-21 вышли на международную арену. Под управлением финских пилотов «Волга» отрабатывала прыжки с трамплинов на ралли «1000 озер».



Интересные факты

На иллюстрациях в каталогах и рекламных проспектах на задних дверях «Волги» можно увидеть тройные горизонтальные выштам-повки. На самом деле они были присущи только машинам 1955 года постройки четырем прототипам М-21, которые внешне отличались от всех остальных «Волг»
и по другим признакам. Ручная выколотка в экспериментальном цехе позволяла получить металлическую поверхность любой формы. При промышленной штамповке такой дизайн двери оказался нетехнологичным и необоснованно дорогим, поэтому от него отказались сразу еще в 1956 году. На рисунке корифея советской рекламной
графики Эдуарда Молчанова изображена несуществующая «Волга», скомпилированная из прототипа и серийной машины. Рекламные брошюры в СССР носили скорее просветительский характер, нежели коммерческий. Цена стандартной «Волги» составляла 17 400 дореформенных рублей, а очередь за ней растягивалась на несколько лет.

КультпроцВет

Окрашенная в два цвета «Волга» с хромированными молдингами под окнами это особый шик. Отдать за второй цвет сверх четырех с половиной тысяч еще 270 рублей мог позволить себе далеко не каждый обладатель М-21. Те, кто не сделал этого при покупке машины, имели возможность наверстать упущенное позже — среди «двухцветок» попадались экземпляры, докрашенные в гаражных условиях за гораздо меньшие деньги.

Идея раскрашивать машины в несколько цветов (тренд 20-х годов) пришла в Горький вместе с заводом Форда и моделью ГАЗ-А. Через малочисленные выставочные экземпляры ГАЗ-Ml и «Победу» до «Волги» дошло и классическое детройтское сочетание цветов слоновой кости и спелой, то есть темной, вишни. Цвет«айвори» послужил основой для комбинаций и с чернильнофиолетовым (знающие люди называли его «паркер»), и с «морской волной» различных оттенков. Остальные комбинации тоже подбирались с умом и в полном соответствии с детройтской традицией. Краска «светлорозовая № 24» Ярославского завода «Победа рабочих» заменяла разом дюпоновские
«солнечный закат», «бронзовый загар» и «брызги бургундского».

Для М-21 было выведено четыре схемы членения окрашиваемых поверхностей, но все они подчинялись одному простому технологическому алгоритму. Весь остов кузова от подкапотного отсека до заднего фартука как одна деталь красился на потоке в один цвет, следовательно, и капот, и крышка багажника были того же цвета. Именно он считался основным. Вторым цветом прокрашивались навесные элементы крылья и двери (и то строго ниже боковой выштамповки), захватывались передний фартук и пороги. Как вариант с боков могли выделяться лишь «бедра» выштамповки над арками задних колес (например, машина «взяточника Стелькина» в фильме «Берегись автомобиля»). Крыша от основания задней стойки тоже могла быть выделена вторым цветом: либо по границе водосточного желоба (если бока красились надвое), либо вместе со всеми шестью стойками (в этом случае бока не трогали). С увеличением темпов выпуска ГАЗ-21 в начале 60-х годов исчезла и технологическая возможность окрашивать автомобили в два цвета.

Схема автомобиля «Волга» М-21

Технические характеристики «Волга» М-21

Число мест 5
Максимальная скорость 130 км/ч
Время разгона до 100 км/ч 34 с
Паспортный расход топлива 11-13,5 л/100 км
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея 6-СТ-54-ЭМ
Генератор Г-12
Реле-регулятор РР24
Стартер СТ21
П реры вател ь-расп редел ител ь РЗ-Б
Свечи зажигания А14У
Размер шин 6,70-15
Объем топливного бака 60 л

Вес автомобиля в снаряженном состоянии, кг

без нагрузки общий 1460
с нагрузкой 5 человек общий I860
на переднюю ось 730
на заднюю ось 730


Дорожные просветы, мм
под передней осью 200
под задней осью 190


Наименьший радиус поворота, м
по колее переднего наружного колеса 6,3

Подвеска передняя
независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года рычажные, после телескопические
Подвеска задняя
зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года рычажные, после телескопические
Рулевой механизм
глобоидальный червяк и двугребневый ролик
Тормоза
барабанные, с одноконтурным гидравлическим приводом, прямого действия
Сцепление
однодисковое сухое с гидравлическим приводом включения
Коробка передач
механическая трехступенчатая с синхронизаторами на второй и третьей передачах, рычаг управления на рулевой колонке
Передаточные числа
I 3,115; II 1,772; III 1,00; задний ход — 3,738
Главная передача 4,55
Двигатель
ГАЗ-21А, четырехтактный, четырехцилиндровый, карбюраторный, рядный, верхнеклапанный

Комментариев нет:

Отправить комментарий