Москвич-403


Москвич-403 Итальянский дизайн 


Почти Во Всех технических описаниях «МоскВич-403» характеризуется как переходная модель меЖду дВумя базовыми малолитражками Московского заВода малолитражных автомобилей -М-407 и М-408. И Все-таки именно «МоскВич-403» стал одним из самых популярных советских автомобилей перВой полоВины 60-х годов.

В 1962 году, когда появился на свет наш «главный герой». Горьковский автозавод освоил выпуск «Волги» ГАЗ-21 третьей серии, а в Запорожье готовили улучшенную модель «горбатого» с литерой «А». Вот, собственно, и все конкуренты «Москвичей» в «частном секторе» отечественного автопрома. При этом «Москвич-407» был намного доступнее недосягаемо дорогой для большинства простых граждан «Волги» и значительно превосходил «Запорожец» по мощности двигателя, динамике, комфорту и другим показателям. Невысокая стоимость (2,5 тысячи рублей), хорошие потребительские качества и технические характеристики сделали «Москвич-407» востребованным и популярным.



Совсем неплохо обстояли дела и на внешнем рынке. Из 360 тысяч произведенных М-407 каждый третий был поставлен на экспорт- в начале 60-х эта модель в своем классе по-прежнему не уступала зарубежным аналогам. Одним словом, руководство
Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) могло и не мудрить с дальнейшим усовершенствованием М-407, а все инженерные ресурсы задействовать в подготовке новой базовой модели. Однако этого не произошло. Производственно-технологическая политика МЗМА тех лет базировалась на идее плавного перехода от одной модели автомобиля к другой путем постепенной замены действующих агрегатов и узлов на новые. Разработку машины третьего поколения «Москвича-408» начали в 1959 году, а в 1961-м уже были готовы первые опытные образцы. Поэтому вполне естественно, что следующим шагом стало постепенное внедрение в конструкцию выпускаемой малолитражки элементов нового автомобиля. Правда, на сей раз переход заметно затягивался, так как «Москвич-408» радикально отличался от своих предшественников. Потребовалось создание специальной
промежуточной модели, которой и стал «Москвич-403».

Переходный статус «Москвича-403» отражен даже в его индексе. Начиная с М-400 все новые базовые «Москвичи» получали индекс по порядку, в зависимости от модели двигателя. И только для М-403 было сделано исключение: чтобы подчеркнуть временный, промежуточный характер модели, ее сделали «младше» своих базовых собратьев.

С ролью переходной модели «Москвич-403» справился великолепно:если в первый год производства он делил сборочный конвейер с «Москвичом-407», то с сентября 1964 года М-403 выпускался параллельно с новой базовой моделью «Москвичом-408».

Правда,для покупателей «переходность» новой малолитражки обернулась очередным подорожанием на 900 рублей. В розыгрышах лотереи «Спортлото» стоимость этого автомобиля определялась в 3411 рублей 25 копеек.

Лучшее - друг хорошего!

Переход от «Москвича-407» к «Москвичу-408» заключался в использовании перспективных узлов кузова и шасси. Изменений и усовершенствований, из которых и сложился «Москвич-403», хватило на изданную в 1962 году 60-страничную брошюру под редакцией главного конструктора МЗМА А.Ф. Андронова. Этой брошюрой в обязательном порядке дополнялось «Основное руководство по эксплуатации автомобилей «Москвич-407,423Н и 430». «Москвич-403» получил новую переднюю подвеску. Впервые в отечественном автомо-
Изменение механизма привода управления КПП (тонкостенная труба вала управления коробкой передач была размещена внутри рулевой колонки) в сочетании с новым компактным механизмом переключателя поворотов позволило более рационально оформить рулевую колонку и отказаться от декоративного кожуха.

От «классического» мотора «Москвича-407» двигатель М-403 отличался лишь расположением корпуса фильтра грубой очистки масла на блоке цилиндров. Для удобства компоновки (в связи с применением нового рулевого привода)
приводился в действие ножной гашеткой, расположенной слева от педали сцепления. Что касается обновления экстерьера, то для внутреннего рынка он не проводился. Всю «верхнюю одежду» М-403 донашивал за своим «старшим братом». Внешне «Москвичи-403» для продажи в СССР практически не отличались от последних «Москвичей-407». Новую модель выдавали едва приметные детали, такие как металлические форсунки омывате-ля ветрового стекла или изменившиеся цифры обозначения модели в красном треугольничке на передних крыльях.
«Москбич-403» стал промежуточной моделью меЖду М-407 и М-408
билестроении были применены саморегулирующиеся колесные тормозные цилиндры. Главный тормозной цилиндр «переехал» из-под пола под капот, что в сочетании с гидроприводом сцепления позволило заменить напольные педали навесными. Все эти нововведения стали возможными благодаря использованию подмоторной рамы и щита передка от перспективной модели. Существенным изменениям подверглись руль и рулевая колонка. Само рулевое колесо благодаря утопленной ступице, двум широким спицам и полному кольцу звукового сигнала, помещенному в плоскости обода, стало удобнее и современнее. При этом все элементы руля были по-прежнему выполнены в светлых тонах, хотя на М-408 и М-412 они были уже черного цвета.

С мая 1964 года на М-403 начали устанавливать двигатели М-407Д1,тоже представлявшие собой переходную модель к М-408. У данного мотора был увеличен диаметр коренных шеек коленчатого вала (с 51 до 57 мм), установлены упорные полукольца, появился задний сальник коленвала (ранее его заменял буртик с маслосгонной резьбой). За счет применения наплавки из жаростойкого сплава срок службы клапанов ГРМ был увеличен в 2-2,5 раза. В системе охлаждения двигателя применили новый, более компактный и легкий радиатор.

Новая эстетика в автодизайне, всколыхнувшая американский автопром во второй половине 50-х годов, докатилась сначала до Европы, а потом и до СССР. В начале 60-х помпезный и тяжеловесный экстерьер формата «Москвич-402/407/403» или ГАЗ-21 начал уступать место более лаконичному и функциональному «дизайну новой волны», прекрасным образцом которого явился «Москвич-408».

Автоэкспорт СССР связывал большие надежды с выводом на внешние рынки новой модели МЗМА, однако и на ближайшие пару лет не мешало подстраховаться. Нельзя сказать, что «Москвич-407» за рубежом выглядел уж слишком архаично, но для удержания завоеванных позиций «старичку» не помешал бы «фейслифтинг». И он был произведен. Началось все, как это ни удивительно, с работы итальянских дизайнеров.

Любителям истории отечественного автомобилестроения хорошо известен прецедент с тюнингом «Волги» ГАЗ-21, в декабре 1960 года бельгийский импортер горьковских автомашин фирма Scaldia заказала всемирно известному туринскому кузовному ателье Ghia рестайлинг «Волги» второй серии. Итальянские кузовщики предложили довольно неожиданный вариант облицовки радиатора, и небольшое количество таких машин с дизельными двигателями было продано в Брюсселе под названием Voiga-Ghia. Но лишь немногие знают, что в 1962 году Ghia по просьбе импортеров аналогичным образом «омолодила» и «Москвич-407». Получилось, что фирмы, продающие «Москвичи» за рубежом, вкупе с итальянскими дизайнерами оказали МЗМА неоценимую услугу: они показали, что нужно сделать для повышения спроса на наши автомобили на западных рынках, и даже создали образцы для подражания.

Экспортный Вариант

Самым первым экспортным модификациям присваивались несколько отличные от более поздних литерные обозначения: 403Э, 403Ю, 403СЭ, 403К, 424Э, 424Ю, 424СЭ,

424К, 432Ю и 432СЭ. Отечественный экспортный вариант «Москвич-403ИЭ» появился в 1962 году. Следуя итальянскому образцу, в очередной раз поменяли облицовку радиатора она стала наряднее и современнее. На уголках облицовки, заходящих на боковые поверхности передних крыльев, органично разместились «кристаллы» новых подфарников-по-воротников такие позже планировалось устанавливать на «Москвичах-408».

Боковые молдинги было решено не уменьшить, а, наоборот, увеличить. Молдинги стали двойными в средней части: это давало возможность сделать вставку другого цвета двухцветные машины все еще пользовались спросом за рубежом.

Корпуса задних фонарей, напротив, лишились хрома и окрашивались в цвет кузова, при этом площадь их «остекления» стала визуально меньше. Слегка изменилась и металлическая «птица», которая служила одновременно ручкой крышки багажника и плафоном фонаря для освещения номерного знака: она стала более угловатой и ак-центированно «геометрической». Любопытно, что многие ошибочно считают настоящим «Москвичом-403» лишь экспортную модификацию, отказывая в праве носить собственное имя всем остальным «Москвичам» второго поколения, выпущенным с 1962 по 1965 годы.


От КИМа - к «Москвичу»

В декабре 1930 года московский автозавод, где собирали легковые и грузовые автомашины Ford, получил свое первое название — Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи (сокращенно КИМ). В 1933 году предприятие становится филиалом ГАЗа и переходит на сборку автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА. Через несколько лет, в 1939-м, завод вновь обретает самостоятельность и именуется Московским автомобильным заводом имени КИМ.

В это время начинается производство малолитражного автомобиля КИМ-10.

В годы Великой Отечественной войны здесь выпускают военную продукцию, но уже в мае 1945-го Совет Министров СССР принимает решение о строительстве завода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич». КИМ переименовывают в Завод малолитражных автомобилей (ЗМА), а позднее в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА).

В 1947 году начался серийный выпуск автомобилей «Москвич-400».

В 1968-м завод был еще раз переименован в Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), а в 1992 году в ОАО «Москвич».

«Москвич-403» Выпускался чуть более двух с половиной лет - с декабря 1962 по июль 1965 года. За это бремя было произведено 133023 автомобиля этой модели, 50612 из которых экспортировались за границу. Основу модельного ряда по-преЖнсму составляли три модификации кузоВа: седан М-403, пятидверный универсал М-424 и трехдверный фургон М-432. При этом каЖдая модификация имела свой аналог в экспортном исполнении. Кроме того, существовала версия переходной модели «Москвичей» для юЖных регионов, обозначавшаяся в индексе литерой «Кк
«Москвич-424»

Универсал на базе модели «Москвич-403», «потомок» М-423Н. Как и у предшественника, заднее сиденье складывалось, что позволяло получить грузовой отсек длиной 1473 и шириной 1220 мм. При такой трансформации универсал мог перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя. Задние рессоры были на 5 мм шире, чем у седана. Запасное колесо укладывалось в горизонтальную нишу под полом багажника, за счет чего погрузочная высота составила 76 см от земли, что стало одним из главных недостатков этого автомобиля.
«Москвич-403» пикап

Серийно пикапы на базе «Москвичей» второго семейства не выпускались. Однако потребность в автомобилях такого типа была настолько велика, что на ремонтных заводах машины нередко переделывали в пикапы. Не избежал этой участи и «Москвич-403». Часто основной недостаток пикапов не защищенный от атмосферных осадков и посторонних взглядов грузовой отсек устранялся прямо в автохозяйствах: над кузовом сооружался жесткий тент из подручных материалов.
«Москвич-403Т»

Модификация для такси. Оснащалась счетчиком, фонарем зеленого цвета в правом углу ветрового стекла и «шашечками» на передних дверях. По сравнению с популярными в отечественных таксопарках «Волгами», «Москвич» был менее вместительным и комфортным, поэтому таксомоторы «Москвич» не получили большого распространения и присутствовали в производственной программе почти номинально.
«Москвич-432»

Фургоны оставались основным транспортным средством в сфере обслуживания и торговли, поэтому вполне закономерно, что эстафету от «Москвича-430» принял фургон на базе М-403 «Москвич-432». Поскольку эти неприхотливые, выносливые и достаточно грузоподъемные для своих габаритов машины пользовались спросом и за рубежом, возник экспортный вариант фургона «Москвич-4323». Боковой молдинг на фургонах традиционно отсутствовал.

Технические характеристики автомобиля «Москвич-403»

Число мест 4
Максимальная скорость 115 км/ч
Расход топлива (при скорости 40-50 км/ч) 6,5 л/100 км
Тормозной путь (со скорости 30 км/ч) 6 м
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея З-СТ-42
Генератор Г-22, 200 W
Реле-регулятор РР-102
Стартер СТ-4
Прерыватель-распределитель Р-35
Свечи зажигания А-11У
Размер шин 5,60-15

Масса, кг

снаряженная 980
полная 1280
на переднюю ось 640
на заднюю ось 640


Дорожные просветы, мм
под передней осью 200
под задней осью 200

Наименьший радиус поворота, м

по колее переднего наружного колеса 5,5


Рулевой механизм
глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передаточное число 17,0
Подвеска передняя
независимая, пружинная, с поперечными рычагами, бесшкворне-вая, со стабилизатором поперечной устойчивости; амортизаторы гидравлические телескопические двустороннего действия
Подвеска задняя
зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах прогрессивного действия с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия
Тормоза
рабочий колодочный, с гидравлическим приводом на все колеса
стояночный с механическим тросовым приводом на колодки тормозов задних колес через уравнитель
Коробка передач
механическая, четырехступенчатая, трехходовая, с синхронизаторами на II, III и IV передачах
Сцепление
однодисковое, сухое, с гасителем крутильных колебаний (демпфером) в ступице ведомого диска
Передаточные числа
I 3,81,11 2,42; III 1,45; IV 1,00; задний ход 4,71
Главная передача и ее передаточные числа
пара конических шестерен со спиральными зубьями гипоидного зацепления; передаточное число 4,55 (41 и 9 зубьев)
Двигатель
Москвич-407, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный, водяного охлаждения
Диаметр цилиндра, мм
76
Ход поршня, мм
75
Рабочий объем, см3
1360
Степень сжатия
7,0
Порядок работы цилиндров двигателя
1-3-4-2
Карбюратор
К-59
Максимальная мощность
45 л. с. при 4500 об/мин
Максимальный крутящий момент
8,8 кгс. м при 2600 об/мин


Комментариев нет:

Отправить комментарий